история венгрии до xi века

Венгры выделились из древней финно-угорской этнической общности на рубеже 2-1-го тыс. до н.э. Во время Великого переселения народов приблизительно в период с 2000 до 1500 до н.э. угорские племена, которые были рыбаками и охотниками, стали перемещаться от предгорья Южного Урала на юг.

Достигнув границы степей, они стали вести кочевой образ жизни. Мадьяры, осмелились даже двинуться дальше на юг. Здесь они перемешались с болгаро-тюркским народом с похожей, но более высокоразвитой кочевой культурой. Этнически эта смешанная группа вероятно стала более тюркской, нежели угорской; высоко развитые религиозные идеи, музыка и социальная организация тюрков перемешались с северным наследием венгерского народа. Даже их название происходит от болгаро-тюркского названия, использовавшегося для венгров – «оногур», означавшего «десять племен» отсюда и слово «Венгрия».

Венгры, расселившиеся между реками Дон и Днепр, оказались в составе Хазарского каганата, но даже под властью хазар они имели свою собственную организацию власти и культуру. Венгры торговали с арабами и Византийской империей; верили в одного высшего бога и в бессмертие души, предпочитали моногамию; были известны своей любовью к свободе и храбростью в борьбе с захватчиками. И, несмотря на то что, венгры жили среди тюркских народов более чем тысячу лет, они сумели сохранить свой язык. В 830 г. венгры откололись от ослабевшего Хазарского каганата, но оставались кочевать в степях, из которых печенеги, в 890 г. вытеснили семь венгерских племен на запад – на территории между Днестром и нижним течением Дуная. Здесь венгры объединились с тремя хазарскими племенами и решили создать централизованное государство. Вожди племен возложили верховное руководство на Альмоша, вождя наиболее значительного и сильного племени – мадьяр.

К 896 г. завоевание территории, с этого времени называвшейся Венгрией, в основном было завершено. Вскоре венгры, численность которых насчитывала в то время приблизительно полмиллиона человек, ассимилировали большинство славянских и аварских групп, разбросанных по всей этой территории. Поселившись в Среднем Подунавье, мадьярские племена обрели землю, где могли заложить основы оседлой жизни, социального и культурного прогресса и национального государства. Однако в первое время этот воинственный кочевой народ доставил немало хлопот своим соседям. В этот период венгры также совершали набеги на Германию, Францию, Италию и Балканы.

Предпринимались они, как правило, для захвата добычи и пленных. Успехам венгров в значительной мере способствовала феодальная раздробленность соседних государств. Мадьярская конница совершила несколько глубоких рейдов на территорию Германии, дойдя до низовьев Рейна; в 911г. венгерские отряды вторглись в Бургундию; в 919–954гг. они с огнем и мечом пронеслись через всю территорию Франции; в 922–947 гг. венгры совершили несколько походов в Италию. В 934 г. с дикими мадьярскими всадниками «познакомились» жители Фландрии и Голландии, в том же году мадьярские отряды появились под стенами Константинополя; в 943 г. они вторглись в Испанию.

Европейцы немало страдали от разорительных набегов: «Боже, спаси нас от мадьяр!» – эта молитва более полувека непрерывно звучала под сводами европейских церквей. Естественно, правители Европы всеми силами стремились противостоять венгерским набегам. Решающие победы над венграми одержали саксонский король Генрих I (15марта 933г.) и его преемник Оттон I, основатель Германской империи (10 августа 955 г. на Ахейском поле близ Аугсбурга). Поражение при Аугсбурге положило конец набегов венгров на страны Западной Европы.

В то же время они начали создавать новое государство. Венгерское общество того времени основывалось на сотрудничестве племен, состоявших из свободных воинов, которые были все равны и участвовали в народных собраниях как полноправные члены. Имелось 108 родов, низшей единицей которых была «большая семья» во главе со старейшиной. Не принадлежавшие к ним обычно исключались из этого политического сообщества, хотя и могли допускаться в него за определенные заслуги.

Централизованную власть над всеми племенами установили Геза, внук князя Арпада, вместе со своей женой Шарлоттой и положили начало прозападной внешней политике. В 973 г. император Священной Римской империи Оттон II прислал в Венгрию миссионеров для обращения населения в христианство.

Присоединение к западному христианству имело серьезные исторические последствия, вслед за коронацией Иштвана (сына Гезы) в 1000 г. Венгрия стала признанным христианским государством. Король Иштван понимал – для того, чтобы венгры могли прочно обосноваться в центре Европы, необходимо создать христианское государство европейского образца. Он стремился обуздать мадьярских племенных вождей, жить в мире с соседями и охотно разрешал селиться в пределах своей страны иноземцам. Стремясь завязать тесные династические отношения с европейскими монархами, Иштван взял в жены Гюеллу Баварскую, сестру Генриха II императора Священной Римской империи.

Иштван получил корону и одновременно как духовную, так и светскую власть от папы Сильвестра II, но с согласия императора Оттона III. Ему были дарованы титул апостола (использовавшегося королями Венгрии до 1920 г.), с властью, находившейся в руках епископов (епархий), а также право на распространение веры и автономное управление церковью внутри Венгрии. Это дало возможность Венгрии, в отличие от Польши и Богемии, сохранять свою независимость в течение всех средних веков.

В централизованном государстве Иштвана исчезла племенная организация, и король стал верховным монархом. Королевский совет имел только совещательные функции. Наиболее привилегированное положение, имело духовенство, кроме того, все «князья, графы и военачальники» (т.е. все потомки завоевателей) были также свободны и представляли собой единый общественный слой. Они могли назначаться на определенную должность, не должны были платить налогов и имели право принимать участие в общенародных собраниях.

Несвободный класс состоял из венгров, потомки которых потеряли положение в своем племени из-за каких-то неудач или совершение уголовных преступлений; рабов, захваченных во время войн (рабство, однако, постепенно было ликвидировано); остатков народов, живших на территории, которую захватили венгры; невольников, отпущенных на свободу (бывшие рабы); иммигрантов. Члены несвободных классов по королевскому соизволению могли становиться свободными и членами венгерской «нации».

В жизни и культуре своего народа Иштван произвел революцию, привнеся в них одновременно восточное и западное влияние и сделав Венгрию частью европейского сообщества.

В 1083 г. Иштван был канонизирован. Образ мудрого Святою короля на протяжении веков вдохновлял литераторов, художников и композиторов. К его образу обращались: Бетховен, Лист, Эркель, Кодаи. В наши дни в Венгрии и за ее пределами большим успехом пользуется рок-опеpa «Король Иштван».

Готовимся к поездке в Венгрию:

Торговый центр Mammut

Торговый центр Mammut

Торговый центр Mammut как и Allee находится на Будайской стороне. В Маммуте располагаются супермаркет «MATCH», магазин...

Шопрон

Шопрон

Город Шопрон (Sopron) находится в 220 км к западу от Будапешта, вблизи австрийской границы (Расстояние от города до гр...

Aэропорт Будапешт, международный аэропорт Будапешт имени Ференца Листа

Aэропорт Будапешт, международный аэропорт Будапешт имени Ференца Листа

Международный аэропорт Будапешта, первый аэропорт в Венгрии, второй аэропорт по величине в Центральной и Восточной Евр...

    История и культура

    Венгерская литература

    Венгерская литература

    Важное место в литературном наследии Венгрии играет фольклор. Наиболее распрос...

    Венгерская национальная одежда

    Венгерская национальная одежда

    Основные части венгерского женского народного костюма – это короткая вышитая р...

    Венгерское изобразительное искусство

    Венгерское изобразительное искусство

    Больших успехов достигло и венгерское изобразительное искусство, особенно в эп...

      Погода в Будапеште

      Яндекс.Погода